О проекте

  Новости

  О Крыме


  Памятники

  Народы

  Античный мир

  Варварский мир


  Публикации

  Экспедиции


  Книжный обзор

  Карты


  Партнеры

  Контакты

Гостевая книга





Главная > Античный мир > Боспор Киммерийский

Боспор Киммерийский

< Обратно в раздел

<< Страница 1

В крупных городах царства имелись благоустроенные гавани и судостроительные верфи. Главными торговыми контрагентами местных купцов оставались города западного побережья Малой Азии и Эгейские острова, особенно Фасос, Хиос. Боспор был связан также с центрами Южного (Гераклеей, Синопой, Амастрией) и Восточного Причерноморья, на Северном Понте - с Херсонесом и Ольвией. В IV в. до н.э. на Боспоре доминировал афинский импорт, а Боспор, в свою очередь, снабжал Афины хлебом. В Элладу отправлялись также дорогие сорта рыбы, шерсть, шкуры, рабы, но главной статьей экспорта оставалось зерно. Предполагают, что в IV в., при удовлетворительном урожае, Боспор мог вывозить не менее 32-48 тыс. т зерна. Значительную часть вывозимых с Боспора продуктов и рабов поставляли варвары, взамен получая масло, вино, изделия ремесленников Боспора и греческого мира.

Расширяется территория городов (площадь Пантикапея составляла примерно 100 га), увеличивается их население (за счет притока из городов Причерноморья и Средиземноморья, а также представителей племенного мира), преобразовывается внешний облик. Центром Пантикапея, его акрополем (верхним городом) с храмами, алтарями, статуями богов, царским дворцом была вершина горы Митридат и ближайшие к ней склоны. Акрополь окружали оборонительные стены, высота коих достигала 7-10 м, толщина - 2,5 м. На акрополе, помимо храма Аполлона, красовались постройки святилища Деметры, храмы Диониса, Афродиты, Артемиды, Асклепия. Впечатляют остатки возведенного в последней четверти IV в. до н.э. монументального комплекса, отождествляемого с дворцом Спартокидов. В городской округе сохранились величественные погребальные склепы. Сводчатые склепы таких курганов, как Царский и Золотой, вероятно, являлись усыпальницами боспорских царей, их датируют IV в. до н.э. и по праву считают уникальными памятниками мирового зодчества.

В городах жили люди интеллигентных профессий - инженеры, зодчие, землемеры, юристы, учителя, врачи, скульпторы, живописцы, мастера по художественной обработке металла, камня, кости. Боспорцев интересовали философия и история, поэзия и театр, изобразительное искусство и спорт. В IV - III вв. до н. э. пропагандировали свои учения профессиональные боспорские философы: Дифил, Смикр, Сфер. Первый из известных нам в Северном Причерноморье трудов на историческую тему был создан в Пантикапее на рубеже IV - III или в начале III в. до н.э. Имени автора мы не знаем, поэтому называем его Анонимом. Боспорцы знали и любили греческую литературу, но среди них были и свои писатели, о чем свидетельствуют поэтические посвящения богам и стихотворные надгробные надписи. На сценах городских театров ставились пьесы афинских драматургов, в первую очередь те, сюжеты которых имели отношение к Северному Понту, например, "Скифы" Софокла, "Ифигения в Тавриде" Эврипида.

Расцвет, однако, был недолгим. В III - I вв. до н. э. уменьшается роль хлебопашества. Все пригодные для обработки земли к этому времени уже были освоены, а приток зерна с варварской периферии сократился. Ко всему, с конца IV/начала III по вторую половину I в. до н. э. длился засушливый период. Заметно сократилось количество сельских поселений. Боспор испытывал и внутриполитические трудности. В 310/311 г., после смерти царя Перисада I, разгорелась борьба за престол между его сыновьями. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиций престолонаследия Спартокидов, которая, видимо, заключалась в соправительстве двух братьев (до смерти одного из них), с другой - необходимость для династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья. Одновременно нарастала варварская угроза.

В 109/8 г. до н. э. последний из Спартокидов - Перисад V - отрекся от престола и передал власть правителю Понтийского царства (что на южном побережье Черного моря) Митридату VI Евпатору. Передача власти, практическая сторона которой была возложена на митридатова полководца Диофанта, вызвала волнение крымских скифов. Повстанцы убили Перисада и провозгласили своего главаря - некоего Савмака - царем, захватили Пантикапей, Феодосию. Диофант бежал и приступил к подготовке похода на Боспор. Подавление восстания потребовало значительных сил и времени - весь 107 г.

Боспор стал частью Понтийской державы. Митридат не замедлил воспользоваться экономическими и военными ресурсами городов Северного Причерноморья в своей борьбе с Римом. Их дань в его пользу исчислялась 180 медимнами хлеба (9331,2 л.) и 200 талантами серебра (5240 кг.). Когда чаша терпения переполнилась, боспорцы и херсонеситы подняли восстание. Последние свои дни Митридат провел в Пантикапее, где и погиб в 63 г. до н.э.
Римляне вручили власть над Боспором сыну Митридата Фарнаку, но тот вознамерился объединить все Причерноморье, включая принадлежавшую Риму Малую Азию. Покидая территорию царства, он оставил в нем в качестве наместника своего приближенного Асандра. Однако тот, воспользовавшись военными неудачами своего патрона, отвоевал у него престол и с 49/8 г. по 21/20 гг. до н. э. единолично правил Боспором. При нем царство сохранило свои территории и даже распространило свое влияние на Херсонес.

После длительных войн, разорений и опустошений, при Асандре и особенно при царе Аспурге положение на Боспоре стабилизировалось. Начался период его нового, второго расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. Характерная его особенность - активное вмешательство Рима в северопонтийские дела, заметное изменение состава населения царства (с одной стороны, оно пополнялось эллинами из Южного Причерноморья, с другой - в значительно больших размерах - сарматами из степных районов). Усилилась варваризация общества и государства, идеологии и культуры. Во II - III вв. н. э. на Боспоре появились аланы. С 30-х гг. III в. государство начитают беспокоить готы, бораны, ворады. Многие города и селения гибнут в пожарах, далеко не все восстанавливаются. Приход варваров сопровождался опустошением хоры, перебоями в производстве и торговле.

В III-IV вв. на Боспоре появляются почитатели христианства, в IV в. оформляется христианская община. Но и тогда сторонников нового вероучения еще было немного, приживалось оно нелегко, длительное время сосуществуя с язычеством. Пребывало на Боспоре и некоторое число иудеев.
Натурализация хозяйства, упадок производства, сокращение внутренней и внешней торговли, кризис монетного дела, разрушения и замирание жизни в ряде городов и сельских поселений, упадок благосостояния населения и сокращение его культурных потребностей, ремонт и строительство оборонительных стен, валов и крепостей, внутренние смуты, борьба за престол, военные конфликты с Римом и Херсонесом, потеря царством части своих земель - неполный перечень процессов, протекавших в боспорском обществе накануне гуннского нашествия в конце IV в. Видимо, тогда Боспор избежал разгрома, но вынужден был признать верховенство пришельцев, частично осевших на его землях. Этого нельзя сказать о более позднем времени: пожары и разрушения на городищах и поселениях датируются второй четвертью VI в. С этого времени боспорские земли оказались во власти Византии - наследницы павшей Римской империи.

Э. Б. Петрова

Литература:
Античные государства Северного Причерноморья. - М., 1984.
Блаватский В. Д. Пантикапей. - М., 1964.
Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. - М.; Л., 1949.
Греки в истории Крыма. - Симферополь, 2000.
Масленников А. А. Население Боспорского государства в VI - II вв. до н. .э. - М., 1981.
Масленников А. А. Население Боспорского государства в первых веках до н. э. - М., 1990.
Русяева А. С., Зубарь В. М. Боспор Киммерийский: история и культура. - Николаев, 1998.


Copyright © 2003 "Древнее золото Крыма".