О проекте

  Новости

  О Крыме


  Памятники

  Народы

  Античный мир

  Варварский мир


  Публикации

  Экспедиции


  Книжный обзор

  Карты


  Партнеры

  Контакты

Гостевая книга



Главная
> О Крыме

О Крыме


КРЫМ - полуостров на юге Восточной Европы, расположенный на равном удалении от северного полюса и экватора. Его площадь составляет около 26000 кв. км. С материком Крым соединен узким Перекопским перешейком, остальную его часть омывают Азовское и Черное моря и соединяющий их Керченский пролив, которые в древности назывались соответственно Меотида, Понт Эвксинский и Боспор Киммерийский.
По своему ландшафту Крымский полуостров делится на северную равнинную зону, которая занимает 75 % его площади, и южную - горную. Крымские горы состоят из трех параллельных гряд, протянувшихся от Севастополя до Феодосии. Самая высокая - южная гряда - называется Главной. Между ней и Черным морем находится узкая полоска суши - Южный берег Крыма с его знаменитыми курортами. Климат здесь очень мягкий, субтропический, тогда как в северной степной зоне полуострова он жаркий, умеренный.
Географическое положение полуострова, находящегося на пересечении путей из Европы в Азию, издавна делало Крым местом, где переплетались судьбы многих племен и народов. Несмотря на благоприятные природно-климатические условия, полуостров был заселен довольно поздно, примерно 100-150 тысяч лет назад. Первобытные люди (неандертальцы), пришли сюда с материка через Перекопский перешеек. Среди стоянок неандертальцев наиболее известен грот Киик-Коба, где в 1920-е гг. впервые в СССР были обнаружены неандертальские захоронения женщины и младенца.
В дальнейшем, с появлением людей современного физического типа (кроманьонцев) численность обитателей Крыма стала быстро увеличиваться,что подтверждается многочисленными памятниками археологических культур каменного и бронзового веков. Однако из-за отсутствия письменных документов, этническая принадлежность оставивших эти культуры народов нам не известна.
Первые сведения о населявших Крым народах содержатся у знаменитого древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.). В своей книге "История" среди жителей Таврики, как тогда назывался Крым, Геродот называет воинственных кочевников - киммерийцев и скифов, а также тавров - жестоких горцев, промышлявших грабежом и пиратством. Правда, археологические исследования показали, что сведения о кровожадности тавров значительно преувеличены и основным их занятием являлось пастушеское скотоводство, земледелие и рыболовство.
В VI в. до н.э. на полуострове появились греки, основавшие на побережье отсовременных Евпатории до Керчи свои поселения-колонии (Керкенитида, Феодосия, Пантикапей и другие), которые впоследствии объединились в два самостоятельных государства - Боспор (Керченский и Таманский полуострова) и Херсонес (Северо-Западный и Юго-Западный Крым). Контакты эллинов с местными племенами существенно повлияли на жизнь, быт и идеологические представления населения Крыма, в результате чего в античную эпоху здесь сложилась неповторимая и самобытная греко-варварская культура. Наиболее ярко она проявилась у жителей Крымской Скифии - варварского государственного образования, существовавшего в III-II вв. до н.э. - III в. н.э. на территории между Боспором и Херсонесом. Столица этого государство - Неаполь - находилась в черте нынешнего города Симферополя, где обнаружен уникальный мавзолей с погребениями царя и его приближенных.
Население Крымской Скифии ученые условно именуют "поздними скифами". Такое название, с одной стороны, подчеркивает их связь с ранними скифами-кочевниками, а с другой - отражает произошедшие в жизни скифов важные изменения. По неустановленным до конца причинам, в III в. до н.э. скифы-степняки постепенно переходят к оседлости, создавая долговременные укрепленные поселения, а вместо скотоводства основным их занятием стало земледелие.
Несмотря на преобладание скифского компонента, этнический состав жителей Крымской Скифии не был однородным. Здесь были и тавры, греки, выходцы из кельтского племенного мира, фракийцы, меоты и сарматы, в среде которых происходила консолидация в единую этническую общность.
Позднескифские правители вели довольно активную внешнюю политику по отношению к соседним античным государствам. Однако если с Боспором установились прочные междинастические связи, то с Херсонесом скифы зачастую находились в состоянии войны. В связи с очередным скифо-херсонесским вооруженным конфликтом, в I в. н.э. в Таврике появились римляне и Крым оказался вовлеченным в орбиту влияния могущественной Римской империи. Основными местами дислокации римских гарнизонов были Боспорское царство и Херсонес. Однако на Южном берегу они построили крепость Харакс, а для контроля над притеснявшими греков варварами римляне разместили вексиляцию XI Клавдиева легиона на позднескифском поселении Альма-Кермен в долине реки Альма в Юго-Западном Крыму.
В одно время с римлянами, очевидно в результате их политики, направленной на насильственное переселение непокорных Риму народов, на территории Боспорского царства оказались первые иудейские общины. С тех пор евреи стали постоянными жителями полуострова.
Около середины III в. н.э. через Боспор в Крым мигрировали аланы - сарматские племена, прежде обитавшие на Северном Кавказе, а с севера вторглись германские племена. Соединившись с аланами, они уничтожили позднескифское государство, частично истребив, а частично подчинив его полиэтническое население.
В дальнейшем на основе пришлых и местных этнических компонентов под сильным влиянием Византийской империи, форпостом которой являлся Херсонес, в предгорной и горной Таврике происходило сложение раннесредневековой крымской народности. Консолидирующими факторами этого процесса послужили высокоразвитая античная культура и воспринятая от Византии христианская религия.
С рубежа IV-V по XI вв. началось волнообразное проникновение в степную часть полуострова сменявших друг друга тюркских кочевых народов - гуннов, болгар, хазар, печенегов и половцев. После разгрома киевскими князьями господствовавших в южнорусских степях хазар и печенегов, в Крыму фиксируется присутствие славян из Киевской Руси. Самым знаменитым событием в истории русско-крымских отношений явился захват князем Владимиров Херсонеса, после чего христианство византийского (православного) толка стало государственной религией древнерусского государства.
Ключевой датой в истории средневековой Таврики явился XIII в., когда здесь произошли значительные изменения, связанные с появлением новых народов и государств. На побережье от современных Балаклавы до Феодосии обосновались выходцы из итальянских городов. Сначала это были венецианцы, затем - вытеснившие их генуэзцы, основавшие свои торговые колонии в Солдайе (Судаке), Каффе (Феодосии) и Чембало (Балаклава). Для защиты своих владений они возвели мощные крепостные стены с величественными башнями, развалины которых видны и сейчас.
Если южные и юго-восточные прибрежные районы Крыма находились под властью итальянцев-католиков, то в степную и предгорную части полуострова все активнее проникали воинственные кочевники, которые в письменных источниках названы "монголами" и "татарами". Завладев северным Крымом и покорив обитавших здесь половцев, монголы и татары постепенно распространили свою власть на оседло-земледельческое христианское население Таврики.
Татарские владения на полуострове, получившие название Крымский улус, были включены в состав государства Золотая Орда. Центром улуса стал город Крым или Солхат (современный Старый Крым), где располагалась ставка золотоордынского наместника.
В условиях постоянной борьбы за ханский престол Золотой Орды, крымская татарская знать взяла курс на дальнейшее самостоятельное развитие. Борьбу за независимость возглавил потомок Чингиз-хана Хаджи-Гирей, ставший первым правителем созданного им в 40-х гг. XV в. нового государства - Крымского ханства, официальной религией которого был утвержден ислам. Новой столицей ханства стал Бахчисарай, где был возведен ханский дворец, и ныне привлекающий тысячи посетителей.
В горах на землях Южной и Юго-восточной Таврики в XIV в. сложилось княжество Феодоро с центром на Мангуп-кале. Население, которое объединило княжество Феодоро, представляло собой причудливый "коктейль", состоявший из потомков разнородных этнических групп, обосновавшихся здесь в античное время, а также попавших сюда в эпоху Великого переселения народов и в последующие столетия. В отличие от жителей Крымского ханства и итальянских городов, феодоритов объединяло христианстов православного направления, а также официальный греческий язык.
Все три сложившихся в Крыму политических образования (генуэзские колонии, крымское ханство и княжество Феодоро) вели между собой острое соперничество, конец которому был положен турецким завоеванием Крыма в 1475 г.
Оказавшись один на один против грозного противника, генуэзцы и феодориты потерпели поражение и на их землях был образован турецкий кадылык (округ), а Крымское ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи.
В 1783 г., как итог завершения русско-турецких войн, Крым вошел в состав Российской империи. С ликвидацией Крымского ханства, когда значительная часть его жителей эмигрировала в Турцию, началось активное заселение опустевших земель полуострова переселенцами из России и Украины, а также иностранными колонистами (болгарами, поляками, чехами, словаками, немцами и эстонцами), что обусловило сохранившийся и сегодня очень пестрый этнический состав Крымского полуострова.

 


Copyright © 2003-2020 "Древнее золото Крыма".