О проекте

  О Крыме


  Памятники

  Народы

  Античный мир

  Варварский мир


  Публикации

  Экспедиции


  Книжный обзор

  Карты


  Партнеры

  Контакты

Гостевая книга


Главная > Памятники > Куль-Оба

Куль-Оба
IV в. до н.э.
г. Керчь
Скифы

 

< Обратно в раздел

Курган Куль-Оба расположен в Восточном Крыму на территории некрополя Пантикапея. Это единственный из крымских курганов, который стоит в одном ряду с богатейшими царскими курганами Скифии, расположенными, главным образом, в районе Днепровских порогов (Чертомлык, Солоха, Александровский курган, Толстая могила, Гайдманова могила и др.). Раскопан в 1830 г. Курган достигал нескольких метров в высоту. Он был насыпан над монументальным сооружением - склепом с перекрытием, сложенным из хорошо обработанных каменных плит. Перекрытие представляло собой уступчатый свод пятиметровой высоты. К склепу вел специальный коридор - дромос.
Погребения совершены в почти квадратной гробнице, длина сторон которой превышала 4 м. Все сооружение сложено из крупных, прекрасно обработанных каменных плит. Внутри каменного склепа, вероятно, имелось какое-то деревянное сооружение с матерчатым пологом, украшенным золотыми бляшками.
Основное мужское, очевидно царское, захоронение было совершено на деревянном ложе. Одежда и головной убор - башлык - погребенного расшиты золотыми бляшками с рельефными изображениями. На шею одета золотая гривна с фигурками скачущих скифов на концах. На руках и ногах имелись золотые браслеты. Умерший сопровождался драгоценным оружием: акинаком (мечом), горитом (колчаном для стрел), нагайкой. Даже оселок был оправлен в золото. Рядом с царем поставили золотую фиалу, орнаментированную рельефными изображениями.
В гробнице обнаружены также погребения женщины - жены или наложницы царя, и слуг-оруженосца. По словам греческого историка Геродота (V в. до н.э.), на похоронах скифских царей убивали их любимых жен и слуг, дабы они последовали в мир иной вместе со своим господином. Женское погребение находилось в кипарисовом саркофаге. На деревянной основе были укреплены пластины из слоновой кости, покрытые тончайшими резными изображениями мифологических сцен. На шею погребенной была надета гривна со скульптурными львиными головками на концах и высокохудожественное ожерелье, на руках - браслеты. Все из золота. Одежда была расшита золотыми бляшками, голову венчала электровая (сплав золота и серебра) диадема. Найдены две пары массивных золотых височных подвесок, на одной из которых изображена голова Афины - копия хрисэлефантинной скультуры Фидия, стоявшей в Афинском акрополе. В головах лежало бронзовое зеркало с ручкой, покрытой золотой фольгой. Между голенями стоял шаровидный электровый кубок, украшенный рельефными изображениями скифов. Многие исследователи полагают, что изображения на кубке иллюстрируют эпизоды скифского эпоса.
В углу склепа найдено углубление с костями лошади, копьями, бронзовыми поножами и шлемом.
Вдоль стен были расставлены различные сосуды: амфоры, бронзовые котлы, в которых сохранились бараньи кости, и серебряный сервиз (тазы, кубки, ритоны, блюдо, килик). Некоторые серебряные сосуды позолочены и украшены рельефными изображениями.
Под полом склепа находился тайник, попавший в руки грабителям. Удалось спасти золотую бляху в виде оленя, на теле которого имеются изображения других животных. Бляха выполнена в скифском зверином стиле, но на ней частично сохранилось имя греческого мастера.
Самая поздняя относительно точно датируемая находка из Куль-Обы - это фасосская амфора с клеймом, относящаяся, вероятно, к концу третьей или последней четвертям IV в. до н.э.. Однако для всего комплекса погребального инвентаря такая датировка представляется несколько завышенной. Поэтому высказано предположение об асинхронности мужского и женского погребений. При этом мужское погребение относится к первой половине IV а. до н.э., а женское - к 340 -320гг. до н.э.
Погребения в Куль-Обе демонстрируют сочетание наборов признаков, присущих как скифской, так и греческой культурам. К скифским обычаям следует отнести сооружение курганной насыпи, погребение слуги и коня, большое количество бляшек, нашитых на одежды, наличие акинака, горита, оселка и ногайки, котлов с заупокойной пищей. Перечисленные предметы, также как и зеркало, сопровождавшее женское захоронение, - типичных скифских форм. Шаровидные кубки из драгоценных металлов, подобные стоявшему в ногах у женщины, - довольно распространенная принадлежность богатых скифских погребений. Прически и одежды изображенных на кубку и бляхах персонажей также безусловно скифские. Варвары высокого социального ранга обычно носили гривны. Нельзя не отметить и присутствие вещей, украшенных в зверином стиле, этнографическом признаке скифской культуры.
Несомненно, что участие в создании комплекса Куль-Оба принимали и греки. Ими, судя по приемам обработки камня и технике кладки, бал построен склеп. По эллинистическому обычаю женское погребение совершено в саркофаге, форма и украшения которого имеют множество аналогий на территории Боспора и других античных государств. Все изделия из драгоценных металлов созданы античными мастерами, причем ножны меча и бляха в виде оленя помечены их именами. Некоторые вещи они изготовляли специально для скифов, украшая их в зверином стиле; другие, например, ожерелья и височные подвески, представляли собой образцы собственно эллинского искусства.
В целом курган Куль-Оба хорошо иллюстрирует представление о богатом и очень знатном скифе, возможно, царе, который имел самые тесные связи с Пантикапеем, а, может быть, и жил в этом городе. Заметим также, что отмеченные выше элементы греческой культуры концентрируются, главным образом, в женском погребении.

Литература:
Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. - М., 1925
Артамонов М.И. Куль-Обский олень //Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. - Л.: Наука, 1968.

 


Copyright © 2003 "Древнее золото Крыма".