О проекте

  О Крыме


  Памятники

  Народы

  Античный мир

  Варварский мир


  Публикации

  Экспедиции


  Книжный обзор

  Карты


  Партнеры

  Контакты

Гостевая книга


Главная > Памятники > Сакское Святилище

Сакское Святилище

< Обратно в раздел

Памятник располагается недалеко от г. Саки, на незастроенной песчаной пересыпи между морем и Сакским грязелечебным озером. Первые ставшие известными находки отсюда были обнаружены в 1974 г. Зимой 1986 г. пересыпь была частично распахана для посадки насаждений из серебристого лоха. На участке взрыхленной поверхности, площадью в 200 кв. м, оказались керамика и кости, привлекшие внимание школьников г. Саки и крымских коллекционеров древностей. В течение трех месяцев они рыли ямы, добывали античные монеты, амфоры, столовую посуду и светильники, глиняные статуэтки, фрагменты мраморной и известняковой скульптуры, рельефов и др.
На этом месте в 1986 - 1987 гг. небольшие охранно-археологические исследования провела Западно-Крымская экспедиция Института археологии АН Украины. В результате на Сакской пересыпи выделено четыре этапа жизни в античное время. Древний пункт возникает на рубеже IV - III вв. до н.э., т.е. в период освоения Херсонесом побережья западного Крыма. Об этом свидетельствуют находки монеты Керкинитиды 300 - 290 гг. и фрагментов чернолаковых сосудов.
Функцию первоначального поселения на пересыпи в структуре херсонесских владений установить сложно из-за недостатка данных. Но, по-видимому, поселение не носило традиционно-аграрный характер, поскольку располагалось на песке, а являлось, предположительно, поселком рыболовов и соледобытчиков. О добыче соли в озерах западного Крыма сообщает знаменитый древнегреческий автор Страбон (I в. до н.э.).
Находок, твердо относящихся ко второй четверти (трети) III в. до н.э., на пересыпи не обнаружено. Это позволяет предполагать, что жизнь первопоселения была прервана в конце первой трети или в середине III в. до н.э., что хорошо согласуется с данными, полученными в ходе раскопок многих пунктов Херсонесского государства - как на ближайших от города сельскохозяйственных усадьбах Гераклейского полуострова, так и в северо-западном Крыму. Гибель большинства поселений херсонесской округи в это время обычно связывают с перемещением населения степной Скифии в Крым, вызванным натиском сарматов.
Вероятно, в середине - начале последней трети III в. до н.э., в ходе херсонесской реколонизации побережья западного Крыма, на пересыпи вновь возникает поселок. Прекращение существования как этого, так и других населенных пунктов региона, несомненно связано с усилением антихерсонесской позднескифской военной активности на рубеже III - II вв. до н.э.
Судя по археологическому комплексу, святилище возникает на пересыпи в конце II в. до н.э. и беспрерывно существует до середины III в. н.э. Его местонахождение не совпадает топографически с поселениями предшествующего времени. Сохранились лишь незначительные остатки фундаментов культовой постройки и ямки с костями жертвенных животных.
Святилище, очевидно, было основано понтийскими солдатами во время, когда царь Митридат VI Евпатор оказал помощь Херсонесу в борьбе со скифами, прислав из Понтийского царства войско под командованием Диофанта. Возникновение святилища может быть связано только с восстановлением херсонесских владений северо-западного Крыма в результате побед Диофанта в ходе приморского похода второй кампании, состоявшегося в 112 или 109 г. до н.э. Именно этим временем датируется обнаруженные на памятнике монеты Херсонеса и города Амиса, расположенного на территории Понтийского царства.
О том, что место расположения памятника находилось на пути маршрута передвижения Диофантова войска, свидетельствует обнаруженные в трех километрах отсюда, на городище Кара-Тобе, слой пожара конца II в. до н.э. и фрагмент известняковой стелы этого же времени с остатками надписи, которая посвящена главной богине Херсонеса Деве в честь победы, одержанной неким Аристоником, находившимся, якобы, под началом Диофанта.
Повод для основания Сакского святилища, просуществовавшего около трех с половиной веков, должен был быть весьма значительным. Очевидно его возникновение связано с победой, косвенно отраженной осколком эпиграфического документа с Кара-Тобе. Не исключено, что выбор места для расположения святилища на пересыпи был обусловлен конкретной территорией проведения сражения, о котором из херсонесского декрета в честь Диофанта известно следующее: "когда Диофант сделал разумную диспозицию, воспоследовала для царя Митридата Евпатора победа славная и достойная памяти на все времена: ибо из пехоты почти никто не спасся, а из всадников ускользнули немногие". Страбон также отмечает сокрушительный разгром варваров. Такого эффекта шеститысячный отряд понтийской тяжеловооруженной пехоты мог добиться, перегородив с двух сторон водораздел между морем и Сакским озером, в момент передвижения по проходящей здесь дороге пятидесятитысячного войска роксолан под предводительством Тасия, пришедшего на помощь скифам, возглавляемых Палаком. Что касается реальной численности людей, то она могла быть иной.
Со времени возникновения в непрерывном существовании пункта на Сакской пересыпи необходимо выделить два этапа. Первый [112 (109) г. до н.э. - середина II в. н.э.] отличается от второго, главным образом, отсутствием посвящений. Только три фрагмента, вероятно" относятся к первой половине II в. н.э. Характерной чертой второго этапа (середина II- середина III вв. н.э.) является наличие мраморных плиток с фракийскими (фракийцами в древности именовали племена, населявшие территорию современной Болгарии) рельефами и посвятительных надписей на них. Факт отсутствия посвящений конца II в. до н.э. - I в. н.э. заставляет обратиться к вопросу о функциях раннего пункта.
Бесспорными представляются его херсонесская принадлежность и общественный характер, о чем свидетельствует керамический и нумизматический комплексы, а также нетрадиционная (неаграрная) функция, поскольку он находится на морском засоленном песке, непригодном для сельского хозяйства. Косвенным аргументом в пользу раннего культового назначения памятника служат находки монет. Ко II в. до н.э. - I в. н.э. относятся 52 из 68 поддающихся определению экземпляров. Так много монет на античных сельских поселениях западного Крыма не встречается.
Время существования Сакского святилища приходится на период непрерывного и безраздельного господства в регионе поздних скифов. Сначала неприкосновенность культового места могла гарантироваться присутствием контингента понтийских войск, введенного на территорию Херсонесского государства в конце II в. до н.э. Именно тогда на расположенном поблизости городище Кара-Тобе возводится мощное фортификационное сооружение, в котором, по мнению его исследователя С.Ю. Внукова, размещались понтийские или (и) херсонесские военнослужащие. После их ухода и возвращения скифов в конце первой половины I в. до н.э., исходя из политической обстановки 60- 40 гг. I в. до н.э., покровительство Сакскому святилищу мог оказать Боспор, в правления царей Фарнака, частично Асандра, Динамии и Полемона I распространявший власть на Херсонес. Не исключено, что власть подразумевала и заботу по обеспечению безопасности Херсонеса и его святилища от посягательств варваров. Следует отметить, что 10 из 15 боспорских монет в нумизматической коллекции из Сакской пересыпи относятся как раз ко второй половине I в. до н.э.
Все же объяснить длительное присутствие греческого святилища на территории, занятой варварами, можно лишь предположив наличие некой договоренности Херсонеса со скифами или негласной традиции, препятствующей разрушению мест отправления культа. Возникшее в конце II в. до н.э. святилище на Сакской пересыпи, судя по находкам, достигло расцвета к концу первой половины II в. н.э., который продолжался до середины третьего столетия.
Изучение фрагментов скульптуры, рельефов и древнегреческих надписей этого времени позволило уверено зафиксировать культы фракийского Героя-всадника (Хероса), Кибелы, Артемиды и, предположительно, Юпитера Лучшего Величайшего, Митры Тавроктона и Геры. Для более полного представления о пантеоне Сакского святилища следует, вероятно, обратить внимание на фрагменты протомы с изображением Асклепия и терракотовой маски Геракла. Состав божеств, совместно почитавшихся в Сакском святилище, вполне естественен. Синкретизм Героя-всадника может включать зафиксированные в ходе исследования культы Асклепия и Артемиды. Мраморные плитки с Герой почти всегда находят в местах отправления культа Всадника. Рельефы Кибелы не только встречаются в одних фракийских святилищах с вышеперечисленными божествами,
но ее изображение даже присутствует вместе с Херосом на одних вотивных табличках. Асклепия и Артемиду между собой, помимо фактов их общего почитания с конным богом, соединяет мифологическая традиция. Культ Артемиды во Фракии и Нижней Мезии во II - III вв. н.э. оформился, слившись с местным женским божеством, в единый образ богини-охотницы - Артемиду-Бендиду. Однако ряд причин заставляет выделить культ Артемиды из пантеона Сакского святилища и воздержаться от его отождествления с Бендидой.
Рассмотрение культов, зафиксированных около г. Саки, привело к выводу о том, что все они обычны для фракийских святилищ II - III вв. н.э. Как установлено, отправление этих культов, в первую очередь синкретического Героя-всадника, вне территории Подунавья не встречается, помимо мест дислокации подразделений римской армии, в которых служили фракийцы.
Появление контингентов Дунайской армии в Херсонесе относится ко времени правления Антонина Пия (13 8-161 гг.), точнее, к сороковым годам II в. Как раз не ранее этого времени датируются найденные на Сакской пересыпи посвятительные рельефы и надписи на плитках из так называемого белого дунайского мрамора. Кроме того, здесь обнаружен денарий Адриана и сестерций Фаустины Старшей. Обнаружение на Сакской пересыпи рельефов фракийского типа, римских монет и латинского посвящения Юпитеру Лучшему Величайшему (главному богу римской армии) свидетельствует о возможном расположении здесь, помимо святилища, пункта дислокации, вероятно, небольшого подразделения римских войск.
Все надписи с Сакской пересыпи носят исключительно посвятительный характер. На некоторых из них удалось дополнить личные имена - ...Максим... и Аврелий Хрисипп (?). Одно из них римское. В другом случае выявлено сочетание римского императорского и греческого имен. Такие имена могли принадлежать выходцам из Нижней Мезии и Фракии, получившим римское гражданство в результате набора в армию в конце II - первой половине III вв. н.э. Большинство солдат херсонесского гарнизона и членов их семей также не были римлянами по происхождению.
Возвращаясь к вопросу о возможности присутствия римлян на водоразделе между морем и Сакским озером отмечу, что, как правило, святилища фракийских богов связываются с римскими сторожевыми постами. Наиболее многочисленными в римских провинциях являлись отдельно расположенные посты, не связанные с лагерями и крепостями, отличительной чертой которых было соседство с небольшим храмом или святилищем. Основной функцией таких постов был контроль за сухопутным передвижением. Обычно сторожевые посты возникали на дорогах, существующих в предшествующее время. Вдоль западного побережья Крыма проходит наиболее короткий и удобный, лишенный естественных препятствий, путь, ведущий в Херсонес, отстоящий от г. Саки на 70 км к югу.
До привнесения римскими военнослужащими фракийских культов херсонесские греки в Сакском святилище, очевидно, поклонялись Артемиде. Посвящение этой богине вырезано на мраморной стеле первой половины П в. н.э. Как сейчас представляется (на основании анализа шрифтов надписей), культ Артемиды предшествовал возникновению в середине II в. н.э. святилища, принадлежащего римским легионерам. Так, зафиксированное на фрагменте одной из плиток греческое имя Филомус Горлышки амфор с клеймами хорошо известны в среде высшей администрации Херсонеса, начиная с 20-х годов II в. н.э. Отсутствие римского родового имени позволяет считать, что посвятитель был херсонеситом. Рельефов и надписей, твердо относящихся к концу П в. до н.э. - 1 в. н.э., на Сакской пересыпи не обнаружено. Однако можно предположить, что и в это время здесь почиталась Артемида. Святилище, очевидно, было основано на рубеже второго-первого десятилетий II вв. до н.э. понтийским войском Диофанта в честь победы в крупнейшем сражении скифо-херсонесской войны, одержанной, по свидетельству херсонесского декрета, благодаря божественной помощи местной богини Девы (Партены), по сути идентичной общеэллинской Артемиде, широко почитаемой населением Понтийского царства.
В дальнейшем этому культу в Сакском святилище могли придать и целительные функции, что, возможно, определило его устойчивую продолжительную популярность. Сообщение Плиния Старшего (I в. н.э.) о врачевании грязью около города Парасин позволяет предположить наличие в окрестностях Сакского грязелечебного озера, к которому порой относят сведения этого автора, святилища и культа божества-целителя. В Херсонесском государстве таковыми являлись Асклепий и Гигиейя. Однако перед первыми веками н.э. наблюдается спад их популярности, вновь возросшей лишь со времени появления римлян. Одним из наиболее распространенных в Херсонесе культов был Геракл, наделенный исследователями, не без оснований, различными функциями. Так, Э.И. Соломоник высказала гипотезу о возможности распространения в районе грязелечебного озера и минерального источника вблизи г. Саки культа Геракла Сотера (спасителя), близкого Асклепию.
В качестве богини врачевания, могла выступать и Артемида. Один и эпитетов - Сотера (спасительница) - сближает ее не только с покровительницей херсонесситов Девой, но и с Асклепием. Их соединяет и мифологическая традиция. Следует также учесть родство богини с Аполлоном - верховным греческим божеством-целителем. Кроме того, Страбон даже выводил имя этого бога из понятий "здоровье" и "невредимость". В Асклепиейоне (санатории) на острове Делос обнаружены и посвящения Артемиде. Присутствие такого культа, как Артемида, в конце II в. до н.э. - первой половине II в. н.э. на изучаемом памятнике объяснило бы преемственность появления фракийского святилища с почитанием в качестве основного божества Героя-всадника в ипостаси Асклепия или другого божества-врачевателя.
Таким образом, выбор места для святилища и предполагаемого поста римской дорожной стражи предопределялся, по-видимому, преемственностью херсонесского и фракийских культов, а также чрезвычайно удобным расположением прежнего святилища на приморской дороге, что позволяло контролировать передвижение и перевозки.
В ходе археологического исследования Сакской пересыпи было найдено большое количество средневековой керамики IX - Х вв. Если представления об античной истории района наметились хотя бы в самых общих чертах, то страничку средневековой летописи еще только предстоит приоткрыть.

С.Б. Ланцов, кандидат исторических наук


Литература:
Святилище древних греков и римлян около г. Саки. - Симферополь, 2002
Ланцев С.Б. Культы и адепты в святилище II в. до н.э. - III в. н.э. около г. Саки в Крыму //Бахчисарайский историко-археологический сборник. - Вып. II. - Симферополь, 2001.


 


Copyright © 2003 "Древнее золото Крыма".