О проекте

  Новости

  О Крыме


  Памятники

  Народы

  Античный мир

  Варварский мир


  Публикации

  Экспедиции


  Книжный обзор

  Карты


  Партнеры

  Контакты

Гостевая книга


Главная > Народы > Армяне

Армяне

< Обратно к разделу

Первый период истории армян в Крыму: начало формирования общины
(XI-XIII вв.).
Первые свидетельства о пребывании армян в Крыму относятся ко времени византийского присутствия на полуострове. Отдельные представители этого народа, в основном купцы и ремесленники, проживали в городах Таврики, а один из патрициев - Вардан, находившийся в VIII в. в Херсонесе, впоследствии даже стал императором Восточно-Римской империи. Однако организованная армянская община начала складываться на полуострове лишь в

Фасад церкви св. Сергия в Феодосии. XIV в.

XI-XIII вв. В этот период, по всей видимости, усилился приток армян из Византийской империи, куда они переселялись в VII-XI вв., спасаясь от нашествия на Армению арабов и тюрок-сельджуков. Свидетельством присутствия армян в Крыму в начале прошлого тысячелетия являются надписи на надмогильных памятниках, мраморных мемориальных досках, которые вмуровывались в стены храмов, а также данные письменных источников. Так, например, на полях Синаксаря - одной из книг греческого монастыря в Сугдее, встречаются пометки о споре, произошедшем в 1292 г. между армянами и греками города о дате празднования Пасхи, а также упоминаются жители Давыд, сын Смбата, Самат, сын Ефрема и др. На основании имеющихся данных можно говорить, что небольшая группа армян в этот период проживала в Солхате (Старом Крыму), но наиболее многочисленная и сильная община находилась в Кафе. Ученые считают, что армяне жили в этом городе еще до прихода генуэзцев, поскольку в самом сердце цитадели Кафы была церковь св. Саркиса, а в городском Уставе 1316 г. упоминается "водопровод епископа армян". Здесь же, в городе, в 1305 г. по заказу архимандрита Аветика были созданы две рукописи для построенных на средства прихожан церквей Св. Троицы и церкви Богородицы в монастыре Гамджак. Считается, что в XIII в. постоянное армянское население проживало и в Херсоне (Херсонесе).

Армянские купцы издавна занимались торговлей на берегах Черного моря и неудивительно, что их колонии существовали в приморских городах Крыма. В Кафе формируется крупная купеческая община, . Являясь, наряду с генуэзскими купцами, торговыми посредниками между Востоком и Западом, армянские коммерсанты охотно стали селиться в Каффе. Здесь, находясь на перекрестке Великого шелкового пути, они развили не только местную, но и транзитную торговлю вплоть до берегов Балтийского и Северного морей.

Об интенсивных контактах крымских армян с армянской общиной Львова свидетельствуют (начиная с XIV в) записи в городских книгах о совершенных торговых сделках. Грамотой 1356 г. армянам города Львова были даны привилегии собственного судопроизводства "по их законам". Книги этого суда были написаны армянскими буквами, но на тюркском языке. Этим же языком армяне пользовались и в повседневной жизни, на родном языке велись лишь богослужения. На т.н. "армяно-кыпчакском языке" (тюркский в основе, он включал в себя также грецизмы, славянизмы, арменизмы, германизмы и т.д.) создавались документы и литературные произведения во многих торгово-ремесленных колониях на Западной Украине и в Крыму.

Что же случилось с армянами - почему они заговорили на кыпчакском языке? Этот вопрос уже много лет занимает ученых, тем более, что в их распоряжении находится уникальный документ, получивший у специалистов название "Кодекс Куманикус" - пособие для переводчиков, разговорник, облегчавший латинянам общение с тюрко- и ирано-язычным населением в генуэзских колониях, созданный, по-видимому, в Каффе в 1324-1325 гг. В нем зафиксирован живой разговорный язык причерноморских городов XIV в., который некоторые исследователи отождествляют с "армяно-кыпчакским языком". Изучая его, ученые-лингвисты даже предположили, что речь идет не об этнических армянах, а о тюрках-половцах, которые, придя на полуостров язычниками, христианизировались и стали прихожанами армянских церквей - "григорианами" или "монофизитами".

Хачкар с армянской надписью. XIV в.

Но эта точка зрения о половцах-григорианах или "арменизированных половцах" вскоре была опровергнута целым рядом серьезных источниковедческих и лингвистических исследований. Не исключая возможности существования межэтнических браков и появления отдельных неофитов-григориан из среды тюрок, они доказали, что с немногочисленными армянами, проживавшими в городах Восточного Крыма в XI-XIII вв., происходили те же процессы языковой ассимиляции, что и с греками-земледельцами Юго-Западного Крыма тремя веками позже. То есть численно преобладавшее тюркоязычное население (потомки протобулгар, хазар, печенегов, а также вновь пришлые половцы, тюрки-сельджуки и монголо-татары) предопределило развитие двуязычия в этом регионе. Таким образом, тюркский язык постепенно вытеснил греческий и стал средством межэтнической коммуникации. Для успешной торговли и при частых бытовых или профессиональных контактах знание языка численно преобладающего или политически господствующего народа жизненно необходимо. Постепенно, в результате сужения сферы употребления родного языка - по сути на нем разговаривали только в семье - часть армян полностью перешла на тюркский язык , часть осталась двуязычна. Этот процесс происходил в течение почти двух столетий, когда сменилось несколько поколений крымских армян. Интересен и тот факт, что "армяно-кыпчакский язык", сформировавшийся в Причерноморье, употреблялся в основном в городской среде, где наблюдалась высокая интенсивность межэтнических контактов. Таким образом, армяне, приезжавшие в Крым из Константинополя, Синопы, Трапезунда и других городов по торгово-ремесленным делам, и осевшие в Солхате, Судаке и Каффе, подверглись тюркизации и некоторые из них полностью утратили родной язык. Нельзя отрицать, что на этом этапе в общины армян-григориан могли влиться этнические тюрки, принявшие христианство, однако нет достоверных сведений о массовой христианизации половцев или татар в Крыму, скорее всего, это были единичные случаи. Армянские общины в этот период уже имели ряд церквей и монастыри. До XIV в. нам не встречались упоминания об общинах армян-земледельцев в Крыму. Горожане же занимались ремеслом (кузнецы, каменщики, ювелиры и т.д.), торговлей, в том числе транзитной, ростовщичеством, военным делом, известны армяне-переводчики при генуэзских властях. По-видимому, в этот период были налажены торговые пути на север через западно-украинские земли. Акты нотариальных контор Перы (Константинополя) и Каффы пестрят записями о торговой деятельности крымских армян в XIII в. В Каменец-Подольске (Ак-Кермане), Холме, Львове и других городах оседают армяне - выходцы из Крыма, которые не порывали своей связи с родиной. Они становились торговыми агентами и обеспечивали постоянный обмен товарами между Южным берегом Черного моря и Прибалтикой.

Второй период. Массовое переселение армян в Крым и период экономического подъема (XIV-XV вв.). Основной приток армянского населения в Крым все же связывают с XIV в. В 1330 г., по договору с генуэзскими властями, из Ак-Сарая в Каффу переселились несколько тысяч армян, потомков беженцев из г. Ани. Свою родину, Армению, эти переселенцы покинули еще в 1262 г. Со временем армяне расселились в селах Восточного Крыма - Топти, Салы, Султан-Салы, Камышлык (Хамшли), Бурундук-Отар, Орталан, Нахичеван, Бахчи-Эли и др. Часть армян-ремесленников и купцов осела в Балаклаве, Карасубазаре ( Белогорск), Гезлеве ( Евпатория). Они также составили большинство населения генуэзской Каффы: по переписи середины XV в., из 70000 жителей - 46000 были армянами. Поэтому накануне турецкого вторжения Восточный Крым в итальянских хрониках называли Морской Арменией ("Armenian maritima"). Хотя, надо отметить, что новейшие компьютерные методики, которые используются в настоящее время для обработки данных нотариальных записей генуэзской Каффы, дают другие цифры - на порядок меньше.

Итак, на рубеже XIV-XV вв. в городах и селениях полуострова уже функционировало около полусотни церквей и четыре монастыря. Крупнейшим культурно-религиозным центром становится Каффа. Строительство культовых сооружений здесь шло особенно интенсивно, но до наших дней сохранились лишь некоторые из этих построек: церковь св. Сергия (XV в.), церковь арх. Михаила и Гавриила (1408 г.), церковь Иоанна Предтечи (1348 г.), церковь Иоанна Богослова (вероятно, XIV в.) и др. Центром религиозной жизни и летописания стал монастырь Сурб-Хач, основанный в 1358 г. в окрестностях Старого Крыма. Однако не все крымские армяне были григорианами.
Уже в конце XIII столетия среди армянских купцов Крыма начало распространяться католичество: в условиях генуэзского господства это сулило значительные материальные выгоды и привилегии. Активной миссионерской деятельностью в Каффе занимались монахи-доминиканцы. В середине XV в. в городе уже действовали три орденские обители, одна из которых была францисканской. Армяне развернули активную строительную деятельность: в 1432-1472 гг. на средства общины строилась вторая оборонительная стена, окружавшая цитадель Каффы. Она имела девять ворот и готические башни, длина стены Айоц-берд ("Армянская крепость") была больше километра. В Крыму работало много армян-ремесленников. Особенно прославились мастера, занимавшиеся выделкой кож, седельники, сапожники, ковроделы, кузнецы, котельщики, ножовщики, ювелиры, и, конечно же, каменщики: очень многие памятники христианского и мусульманского зодчества в Крыму возводились руками армян - строителей и резчиков по камню. Некоторые исследователи считают, что знаменитая "сельджукская плетенка", которая украшает фонтаны, церкви, мечети, надгробные памятники и мавзолеи, является элементом декора, привнесенным в Крым армянами. Купцы занимались местной и транзитной торговлей: на Запад в основном шел шелк-сырец и изделия из него, , сафьян, пряности и др. Как торговая фактория в середине XV в. возник Армянский Базар, позже сформировалась армянская колония в Бахчисарае. Ремесло и торговля приносили значительный доход, что позволило общинам быстро окрепнуть В рукописи середины XV в. сообщается и о нескольких армянских банкирах Каффы. Следствием языковой ассимиляции армянских купцов, о которой речь шла выше, явились тюркские имена, встречающиеся в документах этого периода, например, Иолбей, Кутлубей, Хасбей и другие.

Несмотря на то, что армяне жили в тесном соседстве с татарами и генуэзцами, внутренняя жизнь в колониях регулировалась национальными обычаями и законами "Судебника" Мхитара Гоша. При общинных церквах существовали школы. В XV в. особенно известной была школа при монастыре св. Антона (возле Каффы): здесь в 1427-1428 гг. архимандрит Саркис преподавал философию Аристотеля и богословие. Учащиеся также изучали грамматику, арифметику, риторику, учились искусству миниатюры и переписывания рукописей. И им было на кого равняться: в этот период в Крыму работали переписчики и миниатюристы, чье мастерство не уступало лучшим мировым образцам, - Григор Сукиасянц, Симеон, Антон, Христосатур, Тадеос Авраменц, Огсент. Однако самой именитой династией переписчиков и миниатюристов была семья Натера. В рукописи 1718 г. Крым называется не иначе, как "домом Натеранцев, мудрых писцов". Вообще, вклад переводчиков и переписчиков, работавших в Армении и за ее пределами, в национальную культуру настолько велик, что Армянская Церковь причислила их к лику святых и каждый год в октябре торжественно празднует их память. 240 рукописей (70 из них были созданы в XIV-XV вв.) из Сурб-Хача, Каффы, Карасубазара сохранились до наших дней и находятся сейчас в специальном хранилище "Матенадаран" в Армении.
31 мая 1475 г. к Каффе подошла турецкая эскадра. Во время шестидневной осады и взятия города большое число его защитников погибло, несколько тысяч каффинских купцов и ремесленников (в основном армян) турки переселили в Константинополь, многие переехали к родственникам в Каменец-Подольск, Львов, Киев и другие города.

Третий период: от османского завоевания (1475 г.) до выхода из Крыма (1778 г.). После 1475 г. местная община постепенно стала пополняться выходцами из Малой Азии, армянскими купцами из Западной Украины - григорианами и униатами. В этот период униаты были единственными прихожанами католических храмов Крыма, поскольку генуэзская община прекратила свое существование. В 1704 г. в Бахчисарае, при хане Газы-Гирее, начал свою деятельность иезуитский орден. Здесь была основана иезуитская коллегия и получено разрешение на строительство небольшого храма. В это время существовали католические приходы в Карасубазаре, Эски-Крыме, Гезлеве: здесь иезуиты обращали в католичество преимущественно армян-христиан.
В начале XVI в. армяне все еще составляли большинство населения Каффы (44%), но восстановить былое могущество и численность уже не удалось, несмотря на то, что столетие спустя Крым опять стал убежищем для армян, спасавшихся от набегов джелали. Вновь прибывшие армяне вливались в уже существующие сельские поселения и городские общины Крыма, хотя нельзя исключать каких-то локальных миграций на территории полуострова. Армяне - сельские жители (они составляли не более 10-15 % от общей численности армян Крыма) - занимались земледелием, отгонно-пастбищным скотоводством, шелководством, огородничеством, садоводством и виноградарством. В селах и городах проживали армяне-ремесленники: кожевенники, ткачи, портные, вышивальщики, каменщики, кузнецы, столяры, гончары, пекари, оружейники, войлочники, шапочники, лудильщики, седельщики, золотых и серебряных дел мастера, цирюльники, лекари. Причем многие из них одновременно и торговали своим товаром, причем не только на полуострове, но и за его пределами.

В армянских колониях Крыма культивировался интерес к естественным наукам, риторике, философии. Особый интерес представляют дошедшие до нас произведения ("тахи") поэтов-певцов, творчество которых стимулировало развитие национальной культуры и языка. Оно стало широко известно за пределами полуострова, особенно "тахи" поэта Мартироса Кримеци (умер в 1683 г.). Стоит также упомянуть Симеона Кафаеци, сапожника, который писал около 1683-1686 г., Хаспек Ереца (Хачатура Кафаеци, 1610-1686 гг.), Хева Кафаеци, Григора Рабунапета, Степаноса и Нерсеса Кафаеци, а также крымских епископов, создававших "тахи": Вардана Кафаеци (1615-1712 гг.) и Вртанеса Кафаеци (жил в Кафе в 1560-1570 гг.). Прославил свое имя художник-миниатюрист, переплетчик, ювелир и каллиграф XVII в. Николаос Цахкарар, работавший в скриптории при армянской церкви св. Саркиса в Кафе, а позже (1691 г.) в Бахчисарае, где преподавал искусство каллиграфии и книжной миниатюры в школе при вновь открывшейся армянской церкви. Только в "Матенадаране" хранится 29 рукописей с его подписью.

Накануне выселения из Крыма, в 70-х гг. XVIII в. армян насчитывалось более 12 тысяч человек. Продолжавшиеся после русско-турецкой войны 1768-1771 гг. военные столкновения, приобретавшие, зачастую, религиозную окраску, и общая нестабильность на полуострове стали поводом для переселения крымских христиан в пределы Российской империи. Со стороны крымчан с этой инициативой выступил последний митрополит Готфийский и Кафайский Игнатий, хотя на самом деле автором проекта "выхода из Крыма" являлся П.А. Румянцев-Задунайский. Идея была активно поддержана Потемкиным и русским двором в Санкт-Петербурге. Выход христиан из Крыма произошел в июле-сентябре 1778 г. под руководством знаменитого русского полководца А.В. Суворова. Необходимо отметить, что это переселение было добровольным, хотя есть свидетельства о нежелании части христиан покидать полуостров и о большом давлении на них, оказанном представителями местного духовенства, которое получило большие "подарки" от российского двора, а также со стороны войск, расквартированных в Крыму. Вместе с греками , грузинами и валахами полуостров покинули 12598 армян. Из них 11418 были горожанами и лишь 1180 - сельскими жителями. Армяне-католики (более 1000 человек) выселялись под предводительством патера Якова вместе с армянами-григорианами, но места для поселения им были назначены разные.

Четвертый период: возвращение на родину и формирование новой общины армян Крыма (1778 - 1944 гг.). После ухода из Крыма в Приазовье (1778 г.) основной массы старожильческого армянского населения полуострова, в Феодосии, Керчи и Ени-Кале осталось около 300 человек. После нормализации обстановки в Крым начали возвращаться армяне, мигрировавшие в Османскую империю еще во время первой русско-турецкой войны, а также купцы и ремесленники из Нового Нахичевана. Возвращение последних (1779-1818 гг.) являлось незаконным и преследовалось. Лишь в 1811 г. более 2000 человек, переселившихся из Приазовья и де-факто проживавших в Крыму уже 20-30 лет, были признаны полноправными жителями полуострова.

В 1787 г. получили официальное разрешение вернуться из Екатеринослава в Крым армяне-католики. Общину пополнили также армяне-католики из Стамбула и Трапезунда. В 1790 г. для общины был основан и действовал до 1870 г. специальный орган местного самоуправления - Карасубазарский римско-католический суд. В середине XIX в. в Крыму находились 3 армяно-католических прихода: в Карасубазаре, Феоодосии, Евпатории , часовни в Симферополе, Керчи, Перекопе . В 1862 г. армяне-католики из Польши и Галиции соорудили храм в Симферополе.

В 1789 г. оживает монастырь Сурб-Хач. На основании царской грамоты 1799 г. армянская община Старого Крыма, которую в основном составили армяне-старожилы (григориане), вернувшиеся из Нового Нахичевана, получила разрешение возобновить старые церкви, строить новые, свободно исповедовать свою религию. С 1808 по 1870 г. для них была создана и функционировала Старокрымская армянская городская ратуша - орган местного духовного и гражданского самоуправления. В первые десятилетия организацией армянских поселений в Крыму и Приазовье и приходской жизнью занималось Нахичеванское духовное правление. В 1803 г. было учреждено местное Карасубазарское духовное правление как часть Нахичевано-Бессарабской армяно-григорианской епархии с резиденцией в Кишиневе. Главой епархии являлся архимандрит Иосиф Аргутинский, который в немалой степени способствовал возрождению армянской общины полуострова.

М. А. Араджиони

ЛИТЕРАТУРА:
Араджиони М. А. Возвращение в Крым старожильческого христианского населения после эмиграции 1778 г.// Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VIII - Симферополь, 2001.
Домбровский О. И., Сидоренко В. А. Солхат и Сурб-Хач. - Симферополь, 1979.
Исторические связи и дружба украинского и армянского народов: Сборник материалов Второй украино-армянской научной сессии. - К., 1965.
"Сурб-Хач". Журнал Крымского армянского общества. №№1-3. - Симферополь, 1996. Якобсон А. Л., Таманян Ю. А. Армянская архитектура в Крыму. - Ереван, 1990





Copyright © 2003 "Древнее золото Крыма".