О проекте

  Новости

  О Крыме


  Памятники

  Народы

  Античный мир

  Варварский мир


  Публикации

  Экспедиции


  Книжный обзор

  Карты


  Партнеры

  Контакты

Гостевая книга




Главная > Народы > Караимы

Караимы

< Обратно к разделу

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории Аббасидского халифатаприблизительно в середине VIII в. н.э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд. Так или иначе, Анан бен Давид явился основателем альтернативного диссидентского движения в иудаизме, основным содержанием

Огюст Раффе. Караимская женщина с детьми. Чуфут-Кале, 1837 г.

которого было отрицание авторитета Талмуда (Талмудом называется сформировавшееся приблизительно к 500 году позднейшее добавления к Ветхому Завету В средневековое время Талмуд стал основой еврейской учености, считаясь "устной Торой", т.е. книгой по авторитету практически равной "письменной Торе", т.е. Пятикнижию. Именно поэтому отрицание Талмуда было столь важной специфической чертой караимского движения. Помимо отрицания Талмуда, сторонники Анана следовали провозглашенному их учителем принципу буквального истолкования священного Писания, а также отличались от прочих евреев (называемых ими с того момента "талмудистами" или "раввинистами") по целому ряду религиозных практик и традиций.
Так началось, собственно говоря, протокараимское движение - дело в том, что ученики Анана еще не называли себя караимами, используя термин "ананиты", т.е. "последователи Анана". Термин "караимы" появляется несколько позднее, в IX в., в работах уже собственно "караимского" теолога Вениамина бен Моше Нагавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов), объединившиеся в IX - X вв. под общим названием "караимы". Даже само название "караим" ("чтецы" или "читающие"; "караим" - это множественная форма от древнееврейского "карай") отражает основную характеристику данного движения - почитание (или"чтение") священного Писания (т.е. Ветхого Завета или ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины.

Период Х-XI вв., называющийся часто "золотым веком" в истории развития караимского движения, ознаменован активной миссионерской деятельностью и распространением иудаизма в его караимской интерпретации далеко за пределы Багдада и Персии. В этот период отдельные, достаточно многочисленные общины караимов возникают в таких географических регионах, как Палестина , Египет, Испания, Кавказ и Византия. Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. На эту тему появилось особенно много работ, связывающих караимов с самыми различными народами, к примеру, с хазарами, гуннами, кыпчаками или древними израильтянами. Тем не менее, сухой язык документов говорит о том, что караимы появляются в Восточной Европе уже в постхазарское время и остатки иудаизированных хазар, проживавших, возможно, и на территории Крыма, едва ли могли оказать на них сколько-нибудь серьезное влияние. Караимские источники XIX в. сообщали о переселении караимов в Крым из Бухарии и Черкесии вместе с татарскими ханами. Действительно, в данных караимских преданиях, несомненно, сохранились отголоски истинных реальных событий, а именно, о переселении караимов в Крым в XIII в., по всей видимости, вскоре после очередного набега и поселения в Крыму татар в 1239 году. Исходя из того, что караимы того времени известны нам как искусные торговцы и ремесленники, можно предположить, что они попали в Крым вместе с другими торговцами и ремесленниками, необходимыми татарам для поддержания экономического состояния Золотой Орды.

Возвращаясь к данным письменных источников, тем не менее, заметим, что первое свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом. В этом году, как сообщает нам византийский караимский автор Аарон бен Иосиф а-Рофе, между общиной караимов и раббанитов, проживавших тогда в городе Сулхате (современый Старый Крым), состоялась дискуссия относительно того, когда же начинается месяц "Тишри". Кроме Старого Крыма, в том же XIII в., по-видимому, возникает община в городе Каффа (Феодосия) - опосредованные источники позволяют нам датировать время основания каффинской караимской синагоги 1292 годом. Несколько позднее, в середине XIV в. (а точнее - между 1342 - 1357 годами), в связи с экспансией Золотой Орды в Юго-Западный Крым и захватом города Кырк-Ера , там также возникает караимская община, которой будет суждено стать позднее самой крупной и значительной караимской общиной полуострова. На Феодоро-Мангупе караимская община появляется только во второй половине XV в., по-видимому, сразу после 1453 года. По всей видимости, мангупская община изначально состояла из грекоговорящих караимов-романиотов, эмигрантов из Адрианополя, бежавших из захваченной турками-османами Византийской империи. Еще позднее (по данным А. Фирковича в конце XVI, а по данным другим источников - в конце XVII - начале XVIII века) возникает община в городе Гезлев (Евпатория). В XIX в., скажу, несколько забегая вперед, небольшие караимские общины проживали практически в каждом крупном населенном пункте Крыма и Российской империи. В Крыму особой образованностью отличалась община Чуфут-Кале: проживавший там с 1666 по 1670 год известный караимский поэт из Деражно Иосиф бен Иешуа а-Машбир охарактеризовал Чуфут-Кале как "град и мать в Израиле… главный среди караимских общин, город великий мудрецами и книжниками, наполненный книгами и совершенными праведниками". Именно поэтому Машбир остался в караимской академии Чуфут-Кале на три года, занимаясь изучением Торы и религиозной учености. Любопытно, что первые печатные книги и первый печатный станок в Крыму также находились в Чуфут-Кале. Караимская типография в Чуфут-Кале была основана около 1731 года на средства Исаака бен Моше Синан-Челеби. В период с 1734 по 1741 годы там были опубликованы несколько литургических книг на древнееврейском. Везде в мире караимы являлись, если можно так выразиться, двойным меньшинством - будучи иудеями в христианских и мусульманских государствах, они являлись также караимским меньшинством в еврейских общинах этих стран. И только лишь в мусульманском Крыму караимы являлись большинством в иудейской общине: по некоторым оценкам, 75 процентов иудейской общины Крыма состояло из караимов и лишь 25 - из раввинистов. Уже самые ранние караимские переселенцы в Крым XIII - XIV вв., по всей видимости, были тюркоязычны, переняв татарский язык в качестве разговорного от своих соседей - татар. Об этом нам красноречиво свидетельствуют ранние караимские надгробия этого времени с тюркскими именами погребенных там караимов. Тем не менее, иврит (древнееврейский) по-прежнему свято и бережно хранился караимами в качестве языка литургии, богослужения, деловой переписки, поэзии, надгробных эпитафий, научных и теософских трудов. Только лишь в XIX и, в особенности, в 20-30-е годы ХХ в. в литургию караимов начинают вводиться татарский и караимский языки, ранее свысока именовавшиеся в караимской литературе "разговорным жаргоном". Самые ранние известные нам на настоящий момент переводы на караимский и татарский языки священных текстов на древнееврейском датируются временем не ранее XVII - XVIII вв.

Огюст Раффе. Караимы Феодосии. 1837 г.

Помимо лингвистического влияния, близкое сосуществование с татарами оказало неизбежное воздействие и на быт и повседневную жизнь караимов. Тем не менее, влияние татар не выходило за пределы чисто культурологических заимствований и смешанные браки между караимами и их мусульманскими соседями были запрещены, пожалуй, вплоть до реформ советского времени.
Важнейшим периодом для усиления караимской общины в Крыму становится конец XVIII в. Дело в том, что в это время караимам, оставшимся на практически опустевшем (после эмиграции татар и турок, а также переселения христианского населения) полуострове, удалось практически за бесценок скупить огромные земельные угодия. Кроме того, в руках караимов оказался другой прибыльный заработок - торговля табаком. Таким образом, небольшая (около 2,5 тысяч в конце XVIII в.) караимская община Крыма стала одной из самых процветающих в экономическом отношении этнических групп Российской империи. В XIХ в., прежде всего, из-за важности купеческого потенциала караимской общиныроссийская администрация начинает сознательно выделять караимов из общей массы еврейского населения империи. Под официальным предлогом образцового морально-нравственного поведения и полезного для государства экономического положения, караимы наделяются рядом привилегий и льгот, в отличие от евреев-талмудистов, на которых начинает обрушивается ряд унизительных и обременительных указов относительно двойного налогообложения, обязательной службы в армии, проживания только в пределах "черты оседлости" и т.п. В 1863 году караимы получают полные права граждан Российской империи. С этого момента они могли служить в армии, учиться в университетах, занимать государственные посты и т.п. XIX век стал важным моментом в становлении караимского самосознания и самоидентификации - именно в это время в Крыму проживали и действовали такие известнейшие караимские просветители как Соломон Бейм, Элиягу (Илья) Казас, Иосиф Соломон Луцкий, Мордехай Султанский и Авраам Фиркович.

Особенно важна для понимания караимской истории фигура Авраама Самуиловича (Авраам бен Шемуэль) Фирковича (1787-1874 гг.). Родившийся и получивший образование в Луцке, в 20-е гг. XIX в. А. Фиркович переезжает в Крым, странствует по миру, посещает Кавказ, Стамбул, Каир, Ближний Восток, Австрию, Литву и Польшу, завершая свой жизненный путь в Чуфут-Кале. Уникальные рукописные коллекции, собранные им за годы странствий по Турции, Египту, Палестине, Крыму и Кавказу, представляют собой гордость коллекции еврейских и самаритянских рукописей Российской национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Автор сборника поэзии, нескольких религиозно-общественных трактатов, в 1872 г., то есть за два года до своей смерти, А. Фиркович публикует "Авнэ зиккарон ли-вней Йисраель" ("Книга памятных камней сынов Израиля" - Вильно, 1872). Данная книга, содержащая экскурсы автора в историю караимов в Восточной Европе (прежде всего, в Крыму), а также ряд надгробных надписей с караимских некрополей Мангупа, Чуфут-Кале, Евпатории, Феодосии, Старого Крыма и Трок, является самым известным произведением А. Фирковича. Умерший в Крыму в 1874 г., караимский патриарх был похоронен на территории некрополя в Иосафатовой долине возле Чуфут-Кале.

Но, необходимо отметить, что, несмотря на свою поразительную и несомненную талантливость и одаренность, А. Фиркович был далеко неоднозначным человеком. Современное состояние исследовательской литературы позволяет нам утверждать, что, несмотря на несомненную важность собранных им рукописных коллекций, ряд документов и приписок к рукописям, и, в особенности, эпиграфические открытия А. Фирковича явно являются недостоверными и, более того, поддельными. Как уже говорилось выше, самые ранние свидетельства о пребывании караимов в Крыму датируются XIII-XIV вв. и, как следствие, все исторические построения А. Фирковича, пытавшегося датировать время приезда караимов в Крым VI в. до н.э. (?!) и доказать, что хазары восприняли иудаизм караимского (а не раббанитского) толка, совершенно несостоятельны.

Важно заметить (к сожалению, этот факт очень редко принимают во внимание большинство из русскоязычных авторов, пишущих на караимскую тему), что А. Фиркович никогда не говорил о караимах как о потомках хазар, считая их потомками древних израильтян, переселившихся в Крым непосредственно из Ассирийского пленения. Любопытно, что основные постулаты теории "хазарского происхождения" караимов впервые были высказаны не караимами, но российскими учеными-тюркологами В. В. Григорьевым и В. Д. Смирновым. Григорьев и Смирнов, привлеченные к мнимым хазарско-караимским связям прежде всего шумной деятельностью А. Фирковича, пошли еще дальше караимского патриарха и пришли к выводу, что караимы не только обратили хазар в иудейскую веру (как об этом писал А. Фиркович), но и сами позднее слились с хазарами этнически. В 1896 г. тезис В. Д. Смирнова и В. В. Григорьева о хазарском происхождении караимов подхватывается и развивается С. М. Шапшалом (1873-1961), тогда еще студентом Восточного отделения Санкт-Петербургского университета, а в будущем - последним гахамом восточноевропейских караимов. Шапшаловская концепция о хазарском происхождении караимов окончательно утвердилась в караимской литературе после вступления С. М. Шапшала в должность гахама в 1915 году. К сожалению, равно как и в случае с Фирковичем, Шапшал базировал свои теории на документах и источниках, признанных современной наукой либо недостоверными, либо сфабрикованными.

Увы, революция 1917 года прервала благосостояние и процветание караимов. Им, верноподданным российской короны, зажиточным купцам, промышленникам и белогвардейцам пришлось тяжелее, чем кому ли бы то ни было. Часть из них погибла в ходе бурных событий того времени, часть была раскулачена или расстреляна, часть, лишенная всего накопленного ранее имущества и возможности свободно исповедовать свою религию, была вынуждена влачить "почетное" существование в стране победившего социализма. Один за другим у караимов отнимались их дома, библиотеки, памятники религии и культуры… За годы советской власти караимское население Крыма сократилось с 8,5 тысяч в 1912 году до 800 человек по данным переписи 1989 года. Помимо демографического упадка, советская власть нанесла также тяжелейший удар по своеобразной культуре и религии крымских караимов - лишь немногие из них способны ныне общаться на татарском диалекте, практически полностью утратив также знание древнееврейского, в каковом были столь искусны их предки. Во всем мире на настоящий момент насчитывается около 30 тысяч караимов. Любопытно, что большинство караимов, проживающих в настоящий момент на территории Крыма, России, Польши и Литвы, считает себя народом тюркского происхождения, караимы Израиля, Египта, Турции и США причисляют себя к представителям еврейского населения, в то время, как среди караимов Франции есть сторонники обоих подходов.

В связи с тем, что по современному законодательству государства Израиль караимы подлежат закону о репатриации, за последние годы значительное число караимов, проживавших на территории бывшего Советского Союза, выехало в Израиль. По последней переписи населения Украины (2001), в Крыму насчитывается 671 караим (0,03 % населения автономии), а всего по Украине - 834 человека. Караимская община Крыма пытается возродить практически полностью утраченные за время атеистического диктата религиозно-культурные традиции. Особенно ярко этот процесс проходит в Евпатории, где в настоящий момент вновь стал действовать один из молитвенных комплексов и находится в процессе реставрации другой (к сожалению, следует отметить, что, на наш взгляд, далеко не все традиции, в особенности, те из них, которые связаны с религиозными практиками, удалось восстановить в той форме, в какой они существовали до революции). Большинство из современных крымских караимов - люди с высшим образованием, работники науки, культуры, врачи и преподаватели.

М. Б. Кизилов

ЛИТЕРАТУРА:
Белый О. Б. Из истории караимской общины Крыма в конце XVIII - начале XIX вв. // Крымский Музей. - 1994 - №1.
Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. - СПб, 1997.
Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-Кале. - Симферополь, 1993.
Караимы // Краткая еврейская энциклопедия. Том 4. - Иерусалим, 1988.
Юрченко І., Кефелі О., Юрченко Н., Береговський О. Караїмське кладовище біля Галича. - Львів-Галич, 2000.




Copyright © 2003-2020 "Древнее золото Крыма".